Энциклопедия «Духовная культура Китая»

24-10-2017

Обычно понятие духовной культуры и область ее бытования ограничиваются философией и религией, то есть теми сферами разума и веры, где фигурируют дух и душа. В энциклопедии «Духовная культура Китая» эти рамки значительно и, как нам, кажется, оправданно расширены: каждый из разделов этого фундаментального труда отражает развитие духовной культуры Дао соответственно специфике своего предмета и метода. Литература, например, отталкивается от мифоритуального родового Дао, овладевает его тайной в духовном слове («Канон перемен»: «Дух то, что тайну мириад вещей вбирает и воплощает в слове»), развертывает его в музыкально-поэтической ритмике в модели архетипа Дао, ткет объемное полотно духовной книги Дао («Канон перемен»: «Перемены» - это такая книга, где целиком наличествует широкое и высокое, где содержится Дао Неба, содержится Дао человека, содержится Дао Земли», умножает свои направления, жанры, стили, воплощает ицзиновское, даоское и конфуцианское Дао в теоморфных, зооморфных и антропоморфных образах, оживотворяет их родовым и социальным ритуалами, выплескивает их в устном и письменном слове на народные широты и иерархические чиновничьи высоты Поднебесной, онтологизирует их в человеке и его природном окружении и такими своими литературными волнами насыщает действительность духовным Дао.

Историческое сознание тоже работает в ключе духовных перемен. Сыма Цянь (145 - 86 до н.э.), один из основоположников китайской исторической науки, рассматривает процесс истории в виде замкнутых циклов. Используя положения Цзоу Яня (305-240 до н.э.), ведущего представителя философской школы инъян-цзя, Сыма Цянь проецирует эти циклы на пять первоэлементов (у син), то есть физическую конструкцию архетипа Дао. Соответственно количеству пяти физических элементов Сыма Цянь берет пять династийных эпох, действительно сменивших друг друга ко времени жизни историка: правление героя Юя соотносится им с элементом земля, династия Ся - с деревом, династия Инь - с металлом, династия Чжоу - с огнем, династия Цинь - с водой. Династия Хань, следующая за династией Цинь, начинает новый исторический цикл с элемента земля.


Смотрите также:
 Концепция сяо канн
 Иностранный опыт экономического и политического строительства
 Добрососедство, дружба и сотрудничество двух стран
 Развитие конструктивного и творческого диалога
 Выставка "Азъ есмь". Скульптор Александр Соколов

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример:

Занимательная история:

  • Удивительная Ямайка
    История Ямайки начинается лишь с XVI века, поскольку до этого времени остров был населён индейцами.
  • Королева царствует, но не правит
    История возникновения Англии начинается с заселения Британских островов, сначала кельтами, потом римлянами и викингами, затем англами и саксами.
  • Сябры (друзья по-белорусски)
    История государства Белоруссия начинается во 2-5 вв. н.э. На современную территорию страны приходят славяне.
  • Итальянцы – основоположники бухучета?
    История возникновения Италии – это 2000 г. до н.э., то время, когда переселенцы из Европы обустраиваются на территории современной Италии.
  • В Мексике жили боги
    Мексика – одно из самых загадочных и древнейших государств в мире.
  • Правда о Григории Распутине
    Книга посвящена одному из самых загадочных и наиболее известных персонажей не только отечественной, но и мировой истории — Григорию Распутину.