Саркофаг супругов из Бандитачча VI в. до н. э. и краткая типология саркофагов

19-04-2017

Найден в некрополе в Черветери (в связи с этим второе название – чета из Черветери). Хранится в Риме в музее виллы Джулия. Датируется примерно 520-530 гг.до н.э. Высота саркофага — 114 см, длина — 190 см. Саркофаг выполнен из терракоты. Предназначался для захоронения путем трупоположения.

Скульпутная крышка саркофага супругов из Бандитачча VI в. до н. э.

Скульптурное надгробие представляет собой изображение четы умерших, мужа и жены, в положении полулежа, с опорой на подушки: «муж и жена полулежат на мягкой подстилке, опираясь локтями на подушки. Мужчина ласково положил правую руку на плечи женщины, прижавшейся плечом к его груди»* .

Жесты предполагают, что в руках у статуй находилось что-то – вероятно погребальные атрибуты.

Саркофаг выполнялся по частям и впоследствии был соединен. Ложе и фигуры разделены пополам, в композиции присутствуют мелкие и крупные отверстия для выхода пара во время обжига полых глиняных фигур и деталей (уголки подушек, тыльная часть головы). Ранее был расписан.

Декор в композиции минимален: возвышение ложа визуально поддерживает пилястрой с ионической капителью, фигурные ножки украшены ранее раскрашенными пластинами. Поверхность ткани покрывала не декорируется, зато передана реалистичность складок и подушек. Женская фигура дается более украшенной (косички) и тонкой, что делает мужскую фигуру более монументальной.

Лица даются обобщенно – миндалевидные глаза, приподнятые в улыбке уголки губ, гладкая фактура лица.

Вторая часть саркофага, с ногами погребенных, укрытых пледом, дается менее реалистично. Начиная от талии пропорции и анатомическое строение изображаемых искажаются. Из-под украшенного бахромой пледа выглядывают ноги женщины в остроносых туфлях и босые ноги мужчины. Это свидетельствует о концентрации внимания мастера на фигурах и лицах умерших.

Чувствуется связь со скульптурой Древней Греции и искусством Малой Азии, в частности на это указывают архаические улыбки статуй и общая трактовка лица, форма ложа, заплетенные косы, миндалевидные глаза. Проследить связь этруских саркофагов с этруской скульптурой можно на примере типологисекого ходства саркофага с терракоторой скульптурой Аполлона из Вей V в.до н.э.: сходная фактура, архаическая улыбка, реализм общего силуэта, при схематизме и минимализме частных деталей.

Аполлон из Вей VI до н. э.

Памятник создавался в эпоху зрелой архаики, то есть в VI – V в до н.э. В этот период достигают наивысшей точки развития этрусские полисы, становящиеся главенствующей силой в центральном Средиземноморье.


Смотрите также:
 Описание и анализ картины «Над вечным покоем»
 Российская синология
 Неоевразийская философия
 Имидж великой державы
 Футбол: премьер-лига.

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример:

Занимательная история:

  • Удивительная Ямайка
    История Ямайки начинается лишь с XVI века, поскольку до этого времени остров был населён индейцами. Самая свежая информация скупка кабеля б/у тут.
  • Королева царствует, но не правит
    История возникновения Англии начинается с заселения Британских островов, сначала кельтами, потом римлянами и викингами, затем англами и саксами.
  • Сябры (друзья по-белорусски)
    История государства Белоруссия начинается во 2-5 вв. н.э. На современную территорию страны приходят славяне.
  • Итальянцы – основоположники бухучета?
    История возникновения Италии – это 2000 г. до н.э., то время, когда переселенцы из Европы обустраиваются на территории современной Италии.
  • В Мексике жили боги
    Мексика – одно из самых загадочных и древнейших государств в мире.
  • Правда о Григории Распутине
    Книга посвящена одному из самых загадочных и наиболее известных персонажей не только отечественной, но и мировой истории — Григорию Распутину.